Родительский форум «Чего нам ждать от современного образования?»
прошел в субботу 7 сентября 2019 г. в Доме ученых ДВО РАН 

 

Его организаторами, помимо ДВО РАН, выступили Школа вовлеченного обучения «Искра», портал «Владмама» и Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН.

Мероприятие прошло в формате экспертной дискуссии. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

1. Состояние образования в контексте текущей политики Правительства.

2. Ожидания родителей и детей от образования.

3. Реальные возможности современной российской системы образования.

4. Что могло бы дать образование?

Руководитель Форума, директор Ботанического сада-института ДВО РАН, член-корреспондент РАН П.В. Крестов в своем выступлении сделал акцент на исторической роли государства в развитии школ. Павел Витальевич отметил, что те проблемы, которые мы наблюдаем в системе образования, могут быть решены только при участии государства, но задача экспертного сообщества и общественности побуждать государство к конструктивным действиям, указывать ему на проблемы.

В свою очередь зав. кафедрой философии ДВО РАН А.В. Поповкин обратил внимание собравшихся на то, что в развитии школ со времен античности боролись два подхода к образованию. Это «софистический проект», ориентированный на формирование социально успешного, но не обремененного моральными принципами и стремлением к истине человека. Противостоял ему «сократовский проект», нацеленный на всестороннее развитие и воспитание человека, ориентированного на поиск истины, способного ценить красоту и дружбу, стремящегося не только к личному, но и к общественному благу. Как отметил А.В. Поповкин, в современной государственной политике в сфере образования, по всей видимости, доминирует идеология «софистического проекта».

Главный редактор портала «Владмама» О.В. Романова в своем выступлении обратила внимание собравшихся на то, что проблемы современной системы школьного образования во Владивостоке во многом связаны с пассивностью, а порой и эгоистической, потребительской позицией некоторых школьных учителей. Ситуация в крае усугубляется управленческим вакуумом в сфере образования и деградацией системы подготовки педагогов. И в этом смысле под огонь критики эксперта попало и название форума, поскольку в сложившейся ситуации родительскому сообществу ничего хорошего ждать не приходится, ни со стороны местного и федерального управления образованием, ни со стороны педагогического сообщества.

Подытоживая выступления экспертов, модератор дискуссии, доцент кафедры философии ДВО РАН М.Е. Буланенко обратил внимание собравшихся на то, что потребительское отношение родительского и педагогического сообществ в отношении друг друга и государства ведет к проигрышу всех. Родителям, прежде всего, необходимо определиться с тем, чего они хотят от системы образования: каких детей эта система должна готовить? Если речь идет об образовании как инструменте достижения социально-экономического успеха, то в современном российском обществе это достигается с трудом, поскольку качественное образование фактически перестало работать как социальный лифт. Жизненный успех в современной России определяется другими, во многом случайными факторами (личными связями, социальным статусом родителей и т.п.). С другой стороны, такая цель образования, как формирование всесторонне развитого человека, способного жить полноценной культурной жизнью, стремящегося к общественному благу, в сложившихся условиях, как это ни странно, гораздо легче достижима. Но она требует консолидации усилий родителей и педагогов.

В последовавшей дискуссии помимо экспертов, участвовали родители школьников и представители общественности. Участники Форуму пришли в целом к единодушному мнению о системном кризисе школьного образования в Приморском крае. Разное отношение было высказано к такому явлению, как репетиторство. Однако, всеми был отмечены высокий потенциал дополнительного образования. Собравшиеся с интересом ознакомились с опытом Школы вовлеченного обучения «Искра» по возрождению мотивации к знаниям у школьников.

С особой болью участники Форума отметили негативные процессы в учительской среде, связанные с размыванием высоких моральных норм и идеалов учительского служения. Во многом это связано с дефектами управления системой образования, приведшими, в числе прочего, к тотальной перегрузке учителей – многие из них вынуждены тянуть порой двойную нагрузку. В таких условиях сил и времени на нормальное общение учителя с учениками просто не остается.

Прозвучало предложение в адрес краевых властей ввести для всех школ города минимальный рекомендованный оклад, который будет обеспечивать учителю зарплату не ниже средней по региону при работе на одну ставку. При этом собравшиеся согласились, что одной из главных задач родителей в сложившейся ситуации является сохранение мотивации детей к знанию. Идея о том, что образование не должно сводиться к функции «карьерного ресурса», что главная его задача – формирование всесторонне развитой личности, встретила общую поддержку.

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН