РЕЗОЛЮЦИЯ

совместного заседания Объединенного ученого совета по гуманитарным наукам при ДВО РАН и
Дальневосточного отделения Российского исторического общества

 

 17.05.2018 г.                                                                                                                                                                                               г. Владивосток

Участники заседания, представляющие коллективы научных сотрудников и преподавателей, профессионально занимающихся изучением истории и преподаванием исторических дисциплин в научных институтах и высших учебных заведениях Дальневосточного федерального округа, оценивая важную роль исторического образования в формировании личности граждан России, обеспечения социально-экономического и культурного развития российского государства, его политической и социальной стабильности, зрелости и ответственности гражданского общества, формирования и поддержания в нём патриотизма, нетерпимости к проявлениям экстремизма, отмечают нарастание неблагоприятных и тревожных тенденций в развитии исторического образования на территории ДФО и обращаются к органам власти и руководству высших учебных заведений Дальневосточного федерального округа с предложениями по исправлению ситуации:

1. Во многих высших учебных заведениях Дальневосточного федерального округа не преподаётся курс «История России» или на него отводится ничтожное количество часов, что является крайне тревожным явлением на фоне обширного потока псевдонаучной, а нередко и антироссийской информации, заполнившей мировое информационное пространство. Предлагаем выделять на курс «Истории России» не менее 3 зачётных единиц. Другой неблагоприятной тенденцией является попытка перевода гуманитарных дисциплин, в том числе исторических на онлайн-обучение для студентов дневных отделений вузов. Это неминуемо приведёт к профанации преподавания истории и других гуманитарных дисциплин, падению уровня образования, утрате исторической памяти и национальной самоидентификации у новых поколений граждан России. Предлагаем не допустить перевода исторических дисциплин на дневных отделениях вузов на  онлайн-обучение.

2. В последние годы произошло резкое уменьшение наборов на исторические специальности, закрытие кафедр и исторических факультетов, сопровождающиеся сокращением профессорско-преподавательского состава в вузах ДФО. Это происходит на фоне стабильного развития традиционных историографических школ в сопредельных дальневосточных государствах. История исчезает из названия структурных подразделений наших вузов. В настоящий момент только в одном университете Дальневосточного федерального округа сохранился исторический факультет. Увеличение учебной нагрузки и количества преподаваемых дисциплин в расчете на одного преподавателя ведет к резкому ухудшению качества обучения. Обращаем внимание на важность качественного и доступного исторического образования как важнейшего условия успешного развития России в регионе. Предлагаем восстановить исторические кафедры и факультеты вузов, в два раза увеличить бюджетный набор студентов на исторические специальности.

4. Вызывает большую тревогу состояние подготовки кадров высшей квалификации по всем историческим дисциплинам. Назревает катастрофический дефицит кадров высшей квалификации. Предлагаем как можно быстрее вывести аспирантуру из уровней системы образования, вернувшись к научной модели подготовки аспирантов.

5. Озабоченность вызывает проблема непрерывности исторического образования, поскольку многие недостатки исторической грамотности граждан России возникают еще на уровне школы. Участники заседания выражают намерение вернуться к обсуждению данной темы с привлечением специалистов в области школьного исторического образования.

Председатель Объединенного ученого

совета по гуманитарным наукам при

ДВО РАН, член-корр. РАН                                                    В.Л.Ларин

Председатель Дальневосточного

отделения РИО, член-корр. РАН                                           Н.Н.Крадин

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН