О времени и о себе
(Из воспоминаний академика М.Д.Агеева)

            Вместо предисловия
14 мая 2001 г. директору Института проблем морских технологий ДВО РАН академику Михаилу Дмитриевичу Агееву исполнилось 70 лет. На торжественном юбилее Михаил Дмитриевич выступил с научным сообщением о своих последних работах по проблемам создания автономных подводных аппаратов, основанных на солнечной и волновой энергетике. Были многочисленные приветствия и поздравления и традиционное в таких случаях чествование юбиляра. В своем выступлении и в разговорах Михаил Дмитриевич делился некоторыми  воспоминаниями о своих прежних занятиях. При этом он почти не скрывал своей озабоченности  будущим вообще и того дела, у «штурвала» которого он находится уже 30 лет.
Когда от редакции журнала «Вестник ДВО» поступило предложение подготовить юбилейную статью, я решил обратиться к Михаилу Дмитриевичу с просьбой - поделиться в приватной беседе некоторыми воспоминаниями о своем жизненном творческом пути. Михаил Дмитриевич любезно согласился. Я подготовил ряд вопросов, но они фактически не понадобились, так как Михаил Дмитриевич сам вел беседу в нужном направлении, а я лишь только кивал головой и вставлял отдельные реплики и уточняющие вопросы. Хотелось бы отметить, что одни эпизоды своей жизни Михаил Дмитриевич вспоминал с теплотой, другие – с иронией, третьи – с сожалением и раздумьем, но  в целом это – трезвая, реалистичная оценка умудренного опытом человека всего того, что было в жизни.
Л.Киселев

 

Я родился в Черемхово, но все первые детские годы прошли в Новосибирске. Отец мой был архитектором, он проектировал здания и строил разные сооружения. С малолетства мне всегда хотелось сделать что-то своими руками, и, когда я подрос, отец поставил для меня токарный станок по дереву, так что запах древесной стружки мне приятен до сих пор. Моим увлечениям немало способствовал дядя Паша, который был шофером. Мы очень дружили, и я частенько сопровождал его в поездках, начав на «газике» с газогенератором, работавшим на деревянных чурках, и закончив на лимузине ЗИС. Когда я перешел во второй класс, мы уже жили в Одессе. Я увлекся тогда конструированием судомоделей, но первая модель оказалась неудачной. Потом я стал более опытным и построил  модель, заслужившую представление на выставке Дворца пионеров, которая проводилась весной 1941 года за несколько недель до войны.

Кода началась война, Одессу сразу стали бомбить. Отца взяли на фронт, а нас эвакуировали вначале в Днепропетровск, а потом в Невиномысск (на Кубани). Отец, отправляя нас, сказал, что война через два-три месяца закончится, и мы вернемся.  Но потом пришлось эвакуироваться еще дальше, и мы оказались снова в Новосибирске. Ехали долго и, в основном, в «теплушках». В середине войны мы уже жили в Свердловске. Я ходил в дворец пионеров, где занимался в разных кружках, и увлекся токарным делом и химией. Еще в каникулы подрабатывал  слесарем на телефонной станции и получал трехсотграммовую хлебную добавку. Еще построил модель фрегата, которую пускал по лужам и подорвал самодельной взрывчаткой – плодом познаний, полученных в хим-кружке. Когда в конце войны разрешили радиоприемники, увлекся радиолюбительством – собирал детекторные приемники с самодельными конденсаторами, катушками индуктивности и даже резисторами. Чуть позже появились настоящие радиодетали.

После войны отец остался служить в Германии, и мы переехали туда. Это было сначала в городе Шверине, потом отца перевели в г. Росток. Я жил отдельно и ходил в школу, где учились дети советских военнослужащих, а преподавали, в основном, жены офицеров. В девятом классе мне очень не нравилась учительница по физике.  Она была не совсем квалифицированной, и я с ней постоянно спорил - говорил, что она нас не тому учит. Этим самым я заработал себе плохую репутацию, и меня решили исключить. Тогда я  предложил, чтобы мне позволили закончить девятый класс экстерном,  в середине года меня зачислили в десятый класс, и я получил нормальный аттестат и решил поступать в институт.

Мне было тогда 17 лет, я поехал в Москву и подал заявление в электротехнический институт (МЭИ). На вступительных экзаменах надо было написать сочинение, и я, расчувствовавшись, написал сочинение на 10 страниц о Евгении Онегине. Наделал массу ошибок и не набрал нужных баллов. Рядом с МЭИ находился МИИС – Московский институт инженеров связи. Там я написал сочинение на две страницы, и, соответственно, ошибок сделал меньше. Так я поступил на радиотехнический факультет и был очень этим доволен, поскольку достиг успехов в радиолюбительстве. Надо сказать, что с радиодеталями тогда была «лафа»: трофейную радиоаппаратуру продавали в радиоклубе на вес, кажется, по рублю за килограмм! Обед в «столовке» тогда стоил 2-3 руб. На втором курсе совершенно как-то случайно узнал, что меня решили отчислить из института за нарушение режима. Чтобы я мог оправдаться, мне предложили написать заметку в стенгазету. Заметку я написал, после чего меня уже окончательно выгнали с «волчьим билетом». Институт подчинялся министерству связи, и я отправился туда, разговаривал с каким-то начальником, но ничего из этого не вышло. В институте было заочное отделение, и я поступил туда (благо, директора очного и заочного институтов конфликтовали) и окончил второй курс.

Родители в это время переехали из Германии в Киров (Вятку), а я отправился в Ленинград. Там был точно такой же институт – ЛИИС.  Когда я зашел к директору, там оказался тот же начальник из министерства, с которым я разговаривал в Москве, но он вел себя очень корректно и молчал, а директор сказал, что принять меня не может потому, что  у меня не сдан экзамен по физкультуре (в заочном институте ее не было). Потом пошел я в ЛИТМО – Ленинградский институт точной механики и оптики, и там мне сказали, что мест нет, и посоветовали придти позже. Я еще походил в другие места, ну, а затем, спустя какое-то время,  снова пришел в ЛИТМО. Там мне очень обрадовались и сказали: «как хорошо, что Вы пришли, а то мы Вас уже искали». Так я поступил на факультет точной механики на второй курс, но, поскольку предметы были другие, то мне  пришлось досдавать с отсрочкой. Ну, а потом уже никаких неприятностей больше не было, и я спокойно доучился до конца.

На четвертом курсе у меня были, вообще говоря, уже некоторые достижения.

В это время там организовалась новая кафедра, которой руководил Игорь Васильевич Иванов, фронтовик и очень интеллигентный и доброжелательный человек. Я стал заниматься феррозондовыми датчиками, и результаты своей студенческой работы я представил в виде статьи, которая была опубликована в центральном журнале «Автоматика и телемеханика». Вспоминается такой эпизод. Для датчиков приходилось заниматься обжигом пермаллоя в вакууме, что можно было сделать в «закрытом» институте на Петроградской стороне (ныне «Электроприбор»). В марте 1953 года я ехал на трамвае в этот институт, был солнечный, но очень морозный день, и вдруг трамвай остановился на мосту, загудели все заводские гудки. Умер Сталин.

Еще когда я учился и работал в ЛИТМО, по заказу ЦНИИ имени А.Н. Крылова мы занимались разработкой комплекса измерительных приборов для  испытания динамики подводных лодок. Когда я закончил институт, ЦНИИ Крылова получил аппаратуру вместе со мной, и я продолжал заниматься этим комплексом датчиков. Испытания проводились на Черном море, и интересно то, что в Севастополь меня  отправили очень срочно самолетом, кажется, в начале июля, а потом два месяца мы ждали, когда «подадут» подлодку. Ну, мы, конечно, хорошо проводили время. В начале сентября установили свои датчики, проверили их. Это были датчики поворотов рулей, датчики ускорений, датчики крена и дифферента. Подключиться к штатной лодочной аппаратуре, конечно, было нельзя. Наши ученые придумали тогда приспособить к штурвалу привод для горизонтальных рулей с целью получить частотные характеристики. Я тоже этим занимался. Причем, при испытаниях дифферент лодки превышал иногда 25 градусов, а командир был молодой, но смелый, и он, конечно, рисковал. Я отвечал за технику, а мои друзья, Слава Трещевский, Миша Зуев занимались гидродинамикой и другими вопросами.

Вот еще такой интересный момент. Через какое-то время была организована экспедиция по испытанию успокоителей качки  на теплоходе «Русь», который находился на Дальнем Востоке. Мы летели самолетом и там участвовали в этих работах по испытанию успокоительных цистерн. Вообще успокоителями качки судов занимались многие. Академик А.Н. Крылов занимался подобными испытаниями на  судне «Метеор». Ну, а здесь пытались решить эту задачу путем управления, чтобы «поймать», так сказать, волну. Но все это оказалось довольно сложно, в частности, из-за большой инерционности всей системы…

Так вот состоялось мое первое знакомство с Дальним  Востоком и сформировалась тема для кандидатской диссертации.

Для экспериментального определения динамических характеристик судов широко используются радиоуправляемые модели. Для этой цели в институте был довольно большой открытый бассейн. Возникла идея обеспечить подобные испытания и для моделей подводных лодок, естественно, с погружением модели. Проблему управления удалось решить без особых трудностей – петлевая антенна по периметру бассейна для передачи на низкой частоте (10-15 кГц). Все работало нормально на всей глубине (7-10 метров). Попытки предавать информацию на берег по ультразвуковому каналу не удались из-за бетонных стенок и дна бассейна. Тем не менее, модель была сделана и ходила. Можно сказать, это был первый АНПА (1957-58 годы).  Вскоре я перешел в другой институт в составе ЦНИИ, ну а потом в силу некоторых обстоятельств мы с женой решили уехать во Владивосток.  Это было в 1961 году.

Работал я в ДВПИ сначала доцентом на кафедре «Электрооборудование и автоматика промышленных предприятий», а потом заведующим только что  организованной кафедры «Гироскопические приборы и устройства». Чем меня привлекала педагогическая работа? Ну, главное, пожалуй, тем, что я научился свободно говорить перед аудиторией, и, читая несколько предметов, существенно расширил свои теоретические познания. Специальность «гироскопия» была в то время очень нужна. Завод «Аскольд» в Арсеньеве выпускал гирокомпасы и для этого, конечно, требовались специалисты.

Работа мне нравилась, и вообще подготовка студентов в то время велась  не так как сейчас. Сейчас студенты фактически практики никакой не имеют, а тогда они могли объехать почти все гироскопические заводы страны – в Москве, Ленинграде, Барнауле, Бердске, Томске и, конечно, в Арсеньеве. Студенты имели возможность ознакомиться с ведущими предприятиями, оснащенными самым совершенным оборудованием и лучшими гироскопическими и  навигационным системами того времени.

В 1970 году я подготовил докторскую диссертацию из области гироскопических навигационных систем и «сунулся» с ней к академику А.Ю. Ишлинскому. Он встретил меня очень доброжелательно и направил к известным специалистам Девянину, Парусникову и Новожилову. Тогда же я познакомился с Андреевым, автором большого двухтомника по инерциальным системам. Девянин тогда уже увлекался шагающими роботами, Парусников занимался чисто гироскопией. Они очень  помогли мне советами, как  «приспособить» диссертацию к существующим академическим требованиям. Кое-что я «перешерстил», а вообще моя идея заключалась в том, чтобы вместо чисто механического подхода к гироскопическим навигационным системам использовать информационный подход. Что интересно и что меня особенно порадовало тогда, так это то, что мои расчеты по гирокомпасам оказались очень близки данным гирокомпасов «Анщютц», которые экспериментально отрабатывались многими несколько десятилетий. Это утвердило меня в мысли, что информационный подход может быть очень эффективным, и путем обработки сигналов, а не чисто «механическим» путем, можно решать многие такие задачи.

С 1969 года, работая в ДВПИ, я работал по совместительству в отделе технической кибернетики Сибирского Отделения Академии наук, а когда это Отделение  было преобразовано в Дальневосточный научный центр, я перешел на работу в Институт автоматики и процессов управления. Была организована лаборатория систем навигации и управления, и я стал думать, в каком направлении  ориентировать ее работу. Я прекрасно понимал, что заниматься навигационными приборами и системами управления различными объектами, самими по себе, просто бессмысленно потому, что существовало тогда много крупных современных институтов, организаций Минсудпрома, Минавиапрома и других организаций, которые всем этим занимались. Попытка догнать и перегнать их была бы совершенно безнадежной. Возникла ситуация, когда нам нужен был свой объект, которым можно было бы управлять. Возникла мысль, что таким объектом, доступным для нас в том смысле, что мы сами его можем создать, является автономный подводный аппарат. В то время здесь в отделении океанологического института имени Ширшова была хорошая библиотека, в которой имелся журнал «Sea Technology», и я  внимательно следил за работами в этой области. Техника такая тогда была в зародыше, были очень популярны обитаемые аппараты, а автономных почти не было. Было, как будто, два аппарата – один для подледных исследований UARS, и другой для чисто океанологических измерений. Поскольку некоторый опыт создания таких аппаратов у меня уже был, я и решил направить деятельность лаборатории по этому пути. Здесь у нас появлялось свое поле деятельности, и оно не перекрывалось другими более крупными организациями, с которыми мы не могли конкурировать.

В академических кругах поддержали эту идею,  и к нашей работе проявлялся определенный интерес, правда, вначале довольно осторожный. Поддержку  в этом отношении оказывали тогда члены-корреспонденты, а потом академики,  Е.П.Попов и Д.Е.Охоцимский. Так мы стали развиваться, и большую роль в этом плане сыграли договорные работы. Благодаря этим работам мы вышли в передовики в своей области. Аналогичные разработки велись в США, Франции и других странах. Наиболее близким к нашим автономным аппаратам был французский аппарат «Epaulard», был еще американский поисковый аппарат, потом появились и другие аппараты.

Наши достижения по созданию и использованию подводных аппаратов довольно хорошо  известны. Многое из того, что было задумано, удалось реализовать. Вместе с тем, заказные работы  практически не позволили нам в должной мере заниматься перспективными исследованиями по расширению функциональных возможностей аппаратов.  Некоторые идеи, возникшие еще в самом начале, так и остались нереализованными. «Перестройка» вообще свела наш научный ресурс к минимуму. Возможности современной техники, конечно, позволяют совершенствовать системы аппарата, но научный интерес к решению новых перспективных не заказных задач, к большому сожалению, угасает, в значительной мере, из-за необходимости зарабатывать для выживания деньги на хоздоговорных работах.  Для того, чтобы вести перспективные исследования и разработки, необходимы соответствующие условия, которые в текущее время практически недоступны.

Журнал «Вестник ДВО РАН» , №4, 2001, с.139-145

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН