Кулинда – это читинские Помпеи

dinИстория открытия забайкальских динозавров кажется чудесной. Уже на восьмом десятке известный доктор геолого-минералогических наук Софья Синица решает уехать в центральную часть России. Там ученому предлагают серьезную работу. Однако проект сворачивают, Софья Синица возвращается в Читу, едет в геологическую партию в Чернышевский район. И в 2010 случайно открывает неизвестных ранее науке динозавров.

Ирина Трофимова:

"Именно эту, третью канаву по геологическому исчислению можно считать местом историческим. Именно здесь под березой присела отдохнуть Софья Синица, когда обнаружила самый первый образец с отпечатками костей динозавр"

Вопрос о том, могла ли любому другому человеку прийти в голову мысль присесть на камнях, и при этом еще копаться в кусочках горной породы, кажется риторический.

17 июля забайкальские палеонтологи, совместно с бельгийскими и благовещенскими коллегами обнаружили череп динозавра в пади Кулинда, где проходят раскопки забайкальского динозавра кулиндодромеуса. Руководит экспедицией первооткрыватель нового вида доисторических ящеров – Софья Синица. Обнаруженный череп почти в полтора раза больше найденных до этого момента

Софья Синица:

"В июле мы нашли косточку, а в сентябре, когда кончился сезон, мне дают машину, студента. Лагерь разбили мы вот там, идет такой мелкий противный дождь и шофер кричит: «Картошка сварилась, спускайтесь, все равно ни черта нету. А мы спускаемся и у нас в руках плиты. На плитах на каждой: кость, кость, кость. Он знаете что сказал,  я поразилась. Шофер: «Ну, пусть кусают локти». Я говорю, Никифорович, кто? Да все кто говорил: «Какие динозавры в Забайкалье?»

«Софьей Синицей проделана огромная работа. Это великое открытие. Тот первый фрагмент, который она нашла был очень тонким. Это не так-то просто его распознать. Посмотрите, как она работает! Сколько ей лет? 75? 78 ? Она по этому склону бегает как девочка».

В 2014 год открытие кулиндодромеуса вошло в десятку крупнейших мировых открытий по версии журнала «Science». В топе были: посадка спускаемого аппарата на комету Чурюмова-Герасименко, открытие в области генетики, создание уникального программного обеспечения.

Инструмент: Кисть

Уже который год вместе с забайкальцами в экспедиции коллеги-бельгийцы из Королевского института естественных наук. Художник-волшебник Джоника скрупулезно копирует отпечатки костей динозавров на искусственный материал. А потом кистями и акриловыми красками раскрашивает. Да так, что не отличишь от камня.

ДжоникадосРемидиос, техник (Бельгия):

«Я раскрашиваю муляжи так, чтобы могли увидеть части кулиндодромеуса. Очень сложно подобрать краски так, чтобы было достоверно. Полную 3D модель динозавра можно будет видеть в ноябре 2015»

Модель кулиндодромеуса, восстановленная по отпечаткам, вероятно, будет выставлена в Токийском национальном музее. Если представители Института природных ресурсов, экологии и криологии дадут на это свое согласие. От носа до хвоста во взрослом кулиндодромеусе метр длины. Наше захоронение останков – одно из самых древних на планете. Ему около 160 миллионов лет.

Инструмент: Лопата

Время работы на раскопе или как говорят ученые, на обнажении, с семи утра до двух дня. Подъем в шесть.

-Мсье Паскаль, лопата, это обычный инструмент для вас?

- О нет, я же бюрократ. Это просто праздник для меня. Я наслаждаюсь. А если бы было холодное пиво, то был бы вообще рай.

Лопата русская в руках палеонтолога Бельгийского королевского института звучит как музыка. Цель иностранных ученых в этом году не ограничивается сбором образцов породы.

Паскаль Годфруа, палеонтолог Бельгийского королевского института естественных наук:

«В этом году мы выполняем задачу установления возраста пород. Это уникальное местонахождение, потому что здесь нашли остатки костей, перьев и кожи».

Наш динозавр был травоядным. У него были перья и чешуя. Название появилось в 2014 Кулиндодромеусзабайкаликус. Иностранные коллеги Софьи Синицы шутят, что его можно было бы назвать синицезавром или синице ящуром. Паскаль Годфруа вообще вносил свежую идею использовать имя: «Горыныч». У вас же, говорит, есть такой сказочный дракон. По имени Софьи Синицы уже названа доисторическая стрекоза, открытая ею. Размером насекомое было метра в полтора. И осталась в истории под именем СиницияДаурика. А забайкальский динозавр стал кулиндодромеусом по имени пади Кулинда.

Ирина Трофимова:

«160 миллионов лет назад здесь на месте пади Кулинда было огромное озеро. Именно по его берегам бродили первые забайкальские динозавры»

Один из главных вопросов, которые задают любопытные, почему в пади Кулинда нет целых скелетов динозавров. Причина редкой сохранности – извержение вулкана.

СНХ: Юрий Болотский, зав отделом палеонтологии Института геологии и природопользования ДВО РАН:

"Кулинда – это такие читинские Помпеи. Так же как и в Помпее, тела сгорели, а вот волосы и ногти почему-то остались. Точно так же и здесь. Вместо кости пустота, а оперение и кожные покровы сохранились великолепно. 04.31 Фрагменты скелета у нас есть. Серии хвостов, конечности, есть туловища. Но за эти миллионы лет территория неоднократно поднималась и опускалась и они превратились в вот такой курумник."

Инструмент: Лупа

Что же вы товарищи-китайцы не подумали о советских геологах? Здесь же петелька должна быть. Приговаривает Софья Синица, привязывая экспедиционную лупу к походным штанам. За 78 лет жизни и более 50 лет работы Софья Синица пропустила полевой сезон только один раз. В год, когда родилась дочь. Никогда не болела, вспоминает, что только однажды – сорвала спину, неосторожно подняла рюкзак с камнями.

Сейчас с хозяйкой для души и здоровья каждый полевой сезон ездят экспедиционные коты Заяц и Таська. Ловят мышей и птиц, а от жары прячутся в палатке. Котов при желании и умении тоже можно применить как инструмент. Правда, копать они не умеют. Но, судя по глазам много чего знаю про научные открытия и хозяйку, без которой не нашли бы неизвестного ранее науке травоядного кулиндодромеуса