Главное

Опубликовано 26.11.2025 12:24

экспедиционный сезон

 

 Сантиметр за сантиметром углубляясь в историю Колымы

 

Алиса Юрьевна Зеленская – младший научный сотрудник Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института имени Н.А. Шило ДВО РАН, специалист по археологии Северо-Востока Азии. С 2012 года активно участвует в полевых исследованиях памятников от палеолита до железного века. Автор 30 научных публикаций, руководитель проектов-победителей конкурсов грантов губернатора Магаданской области. В настоящее время работает над диссертацией, посвящённой поздненеолитическим культурам региона. Под её руководством выявлено и поставлено на учёт девять объектов культурного наследия.

По просьбе редакции газеты «Дальневосточный учёный» А.Ю. Зеленская рассказала о результатах прошедшего полевого сезона.

А.Ю. Зеленская

В конце сентября завершил свои исследования Верхнеколымский археологический отряд СВКНИИ ДВО РАН. Работы отряда охватили обширную территорию – от Охотского побережья до Охотско-Колымского нагорья.

На Охотском побережье проведены спасательные археологические работы на памятнике токаревской и древнекорякской культур – стоянке Окса I, расположенной на правобережном приустьевом мысе (морской террасе) одноимённой реки при её впадении в Охотское море, примерно в 30 км от Магадана. Раскопки показали, что культурный слой памятника был катастрофически нарушен и перекрыт мощной насыпью дорожного полотна подъездной дороги, проложенной к строящемуся на побережье коттеджному комплексу. Сложившаяся ситуация подчёркивает необходимость усиления контроля за строительными и горнодобывающими работами в регионе, проведения предварительных археологических обследований и мониторинга для предотвращения дальнейших утрат историко-культурного наследия коренных жителей.

Основной акцент в исследованиях отряда летом 2025 года был сделан на раскопках уникального памятника древней истории Колымы – многослойной стоянки Хета, выполнявшихся по гранту губернатора Магаданской области (получатель – Алиса Юрьевна Зеленская) и при поддержке отдела охраны объектов культурного наследия правительства Магаданской области.

Стоянка находится на северном склоне Охотско-Колымского нагорья, прямо у Колымской трассы, в долине реки Хета, относящейся к бассейну Верхней Колымы. По этой территории, по отрогам Майманжийского хребта, по удобным пологим перевалам, соединяющим крупные речные системы, через долины рек Буюнда, Малтан-Бахапча, Хетинское плато проходила миграция северных оленей – основного объекта охоты древнего населения этих мест. Особая ценность стоянки состоит в том, что здесь выявлены свидетельства освоения человеком Колымского региона от ледникового времени до начала нашей эры. История её открытия также представляет значительный интерес.

Фотофиксирование стенок раскопа

Поиски древнейших, относящихся ещё к палеолиту, следов проживания человека на Колыме предпринимались давно. Ещё выдающийся советский археолог академик Алексей Павлович Окладников, узнав о сходстве материалов «донеолитического времени», обнаруженных в 1920­х годах экспедицией Американского музея естественной истории в пустыне Гоби, с находками из раскопок на Аляске (у города Фербенкс), что выразительно демонстрировало связь этих двух регионов, высказался за то, что «искать корни американского палеолита» следует на территории Сибири.

Захваченный этой идеей, первоначально он отправился в 1936 году на Дальний Восток разыскивать «недостающее звено» между находками из пустыни Гоби и Аляски, а потом, в 1941­1945 годах, в Якутию. Однако найти подтверждение связи этих регионов с Гоби и Аляской не удалось, и в 1946 году он обратил своё внимание на более близко расположенный к Аляске регион – Колыму. В то время археологические исследования на Колыме фактически отсутствовали; лишь на Охотском побережье в окрестностях Магадана велись раскопки стоянок предков коряков сравнительно позднего времени.

Из Магадана А.П. Окладников выехал по Колымской трассе в посёлок Усть-Среднекан на Колыме, откуда совершил сплав вниз по реке до её устья. Продвигаясь по долине реки Хета, он оказался в непосредственной близости – буквально в десяти метрах – от скалистого мыса, на котором позже была открыта стоянка. Археологическое чутьё не подвело знаменитого исследователя в выборе Колымы как зоны поиска «недостающего звена», однако дефицит времени не позволил провести детальное обследование территории. По итогам сплава А.П. Окладников выявил несколько неолитических стоянок на Нижней Колыме и заключил, что верховья Колымы «никогда не были густо заселены человеком и не служили главным путём его расселения». Впоследствии известные археологи – действительный член АН РС(Я), доктор исторических наук Юрий Алексеевич Мочанов и член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Николай Николаевич Диков, искавшие на Колыме памятники палеолита, также проследовали по Колымской трассе мимо этой стоянки.

Только в 1991 году, в ходе археологического обследования долины Хеты, Сергеем Борисовичем Слободиным была найдена стоянка. Она расположена на скалистом уступе, примыкающем ко второй надпойменной террасе реки, покрыта почвенными и флювиогляциальными отложениями, залегающими на скальном основании. Поверхность мыса, к сожалению, была разрушена ещё в начале 1970­х годов при прокладке кабеля правительственной связи. На её разрушенной поверхности в ходе работ в 1990­е годы были собраны разнообразные каменные орудия. Их анализ позволил установить, что они относятся к разным историческим эпохам – от палеолита до начала нашей эры. Часть находок соответствовала тем материалам, которые были найдены в пустыне Гоби и на Аляске.

Проведённые работы показали, что непотревоженные участки стоянки с чёткой стратиграфией, необходимой для определения возраста находок и порядка залегания культурных и литологических слоёв, на мысе не сохранились. Попытки выявить в то время непотревоженные участки стоянки с чёткой стратиграфией успеха не имели.

Раскопки стоянки Хета

В 2022 году с целью уточнения границ стоянки Хета и изучения нео­литических материалов в рамках моего диссертационного исследования были начаты новые комплексные исследования данного памятника. Прежде всего, была выполнена инструментальная съёмка территории расположения стоянки, что позволило заменить прежнюю глазомерную съёмку и составить точный план объекта.

В ходе определения границ стоянки, в шурфах, заложенных по её периметру, в толще террасы были выявлены непотревоженные участки с чёткой стратиграфией и культурными слоями, содержащими каменные орудия. Это давало надежду определить количество культурных слоёв и последовательность их залегания с находками. Для определения возраста отложений из этих культурных слоёв были отобраны образцы органики, представленные угольками сгоревшей древесины.

В текущем году в рамках выполнения грантового задания были проведены раскопки на вновь выявленных стратифицированных участках стоянки Хета. В раскопках принимали участие студенты Казанского федерального и Северо-Восточного государственного университетов, жители Магадана, интересующиеся историей родного края, а также начальник Верхнеколымского археологического отряда, ведущий научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН, кандидат исторических наук С.Б. Слободин.

В раскопе площадью 15 кв. метров зафиксированы культурные материалы – каменные артефакты, залегающие как непосредственно под дерновым слоем, так и на глубине 50­60 см. Ниже, на глубине около 1 метра, вскрыта скальная поверхность, на которой залегали рыхлые отложения террасы. Для детальной реконструкции стратиграфии и планиграфии памятника раскопочные работы велись поквадратно, со снятием грунта слоями мощностью по 5 см. Весь грунт из раскопа также поквадратно, просеивался через мелкоячеистое сито, что исключало возможность потери даже мелких изделий и отходов их производства. По мере работ составлялся план раскопа и осуществлялась фотофиксация всех этапов исследования и выявленных материалов.

В ходе раскопок было отмечено активное воздействие на отложения стоянки криотурбационных процессов, нарушивших целостность культурных слоёв и перемещающих находки по вертикали. При этом следует подчеркнуть, что нижний культурный горизонт залегает в суглинистых отложениях ледникового генезиса. Все находки из этого слоя покрыты трудно смываемой глинистой плёнкой, что позволяет надёжно их идентифицировать даже в случаях перемещения вверх по разрезу в результате морозобойного пучения. Материалы из верхних горизонтов лишены подобной глинистой примазки и, даже перемещённые криотурбацией ниже уровня своего первоначального залегания, не смешиваются с изделиями нижнего слоя, отнесёнными по своим технико-типологическим признакам, к палеолиту.

Сравнительный анализ показал полную идентичность находок из раскопа 2025 года с материалами, собранными ранее на краю мыса, и сгруппированными в неолитический и палеолитический комплексы. Сходен и использованный для их изготовления материал – высококачественный кремень зеленоватого и чёрного цветов, а также халцедон.

Среди находок из нижнего культурного слоя, наряду с многочисленными отщепами, присутствуют микропластинки, бифасиально обработанные ножи овальной формы, мелкие листовидные наконечники, лыжевидные сколы – продукт изготовления клиновидных нуклеусов для скалывания с них микропластинок, трансверсальные и угловые резцы и их сколы, скребки, а также фрагменты украшений из агальматолита (лунного камня).

Возраст данного культурного комплекса, до получения точных датировок, предварительно определяется поздним плейстоценом, сартанским временем, вероятнее всего его второй половиной, после максимума похолодания. На VII Всероссийском археологическом съезде в Красноярске в октябре 2025 года было заключено соглашение с лабораторией палеогеографии и плейстоцена Мос­ковского государственного университета им. М.В. Ломоносова о проведении в 2026 году исследований плейстоценовых отложений стоянки с целью их датирования методом люминесцентного датирования.

Материалы нижнего комплекса стоянки демонстрируют широкий круг связей с культурами того же времени в Якутии, на Дальнем Востоке, Амуре, Байкале, в Забайкалье и Японии, сохраняя при этом ряд специфических характеристик. Через Колыму данная культурная традиция распространялась на Чукотку, Камчатку и далее – по территории Берингии на Аляску. Сейчас уже ясно, что материалы нижнего комплекса стоянки Хета – это именно то «недостающее звено», поиски которого и привели А.П. Окладникова на Колыму. Орудия палеонтологического комплекса

В средней части стратиграфического разреза стоянки, в пределах раскопа и в разведочных шурфах зафиксирована прослойка вулканического пепла, определённого как «эликчанская тефра». Этот пепел выпал широким фронтом по всему Приохотью и Верхней Колыме в результате извержения вулкана на юге Камчатки, в районе кальдеры Курильского озера. Следы этого извержения зафиксированы даже в колонках бурения льда в Гренландии. На Колыме и в Приохотье он встречается повсеместно, выявлен и надёжно датирован в донных отложениях ряда озёр (первоначально в озере Эликчан) сотрудниками СВКНИИ ДВО РАН кандидатом географических наук Анатолием Владимировичем Ложкиным и кандидатом геолого-минералогических наук Павлом Сергеевичем Минюком. Возраст данного горизонта пепла определён по множеству радиоуглеродных датировок как на Камчатке, так и на Колыме и составляет около 7650 лет.

В стратиграфии стоянки, в непотревоженных криотурбацией участках, этот слой тефры чётко разграничивает плейстоценовые и голоценовые отложения. Верхняя пачка рыхлых отложений, залегающих над прослойкой пепла, содержала культурные материалы, относящиеся к неолитической культуре. Среди находок – отщепы, фрагменты бифасов, наконечники, призматические нуклеусы и микропластинки. На данном этапе весь комплекс неолитических находок рассматривается как единый, без внутреннего расчленения.

По древесному углю, отобранному из слоёв на глубине 10­30 см, в Центре радиоизотопной геохронологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) для этого комплекса были получены радиоуглеродные датировки от 3300 до 3564 лет назад.

Проведённые в этом году параллельно с раскопками исследования на краю мыса позволили получить новые материалы – призматические нуклеусы, микропластинки, бифасы, наконечники копий, дротиков и стрел, проколка, полиэдрические резцы с нуклевидной и трёхгранной рукоятками, ретушированные вкладыши и другие изделия, относящиеся к неолитическому этапу заселения стоянки. Неолитический компонент на стоянке Хета, представленный набором разнообразных орудий, является значимым свидетельством существования в среднем голоцене (примерно пять тысяч лет назад) на Северо-Востоке Азии локальной охотничьей культуры, сохранявшей традиции пластинчатой индустрии и одновременно развивавшей двустороннюю обработку. Материалы Хеты дополняют общую картину становления и эволюции неолитических традиций в регионе, служат важной точкой в дискуссии о темпах и формах перехода от мезолита к неолиту. Их дальнейшее комплексное исследование позволит уточнить локальную периодизацию, а также глубже понять особенности адаптации человека к экстремальным условиям горно-таёжных ландшафтов Колымского нагорья. Можно с уверенностью сказать, что на стоянке Хета мы можем заглянуть в историческое прошлое Колымы намного глубже, чем это было раньше. Стоянка Хета среди всех известных на сегодняшний день археологических памятников представляет собой наиболее полную летопись древней истории Колымы.

В целом, результаты работ 2025 года, выполненных на стоянке Хета по гранту губернатора Магаданской области, подтвердили высокую перспективность вновь выявленного участка и обозначили необходимость дальнейших исследований данного памятника, являющегося важным объектом культурного наследия коренных жителей Колымы.

Алиса ЗЕЛЕНСКАЯ

Фото предоставлено автором