Главное

На волю

В России сделан еще один шаг на пути к легальному старательству

18 августа на федеральном портале проектов нормативных правовых актов заканчивается общественное обсуждение поправок в федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и закон Российской Федерации "О недрах". Корректировки, предложенные Минприроды РФ, по сути, разрешают индивидуальным предпринимателям добывать россыпное золото. Но пока только в одном регионе России: пилотной территорией для свободного старательства станет Магаданская область.

‒ Этап общественного обсуждения ‒ это успех нашего многолетнего продвижения проекта по легализации добычи золота физическими лицами, ‒ считает один из инициаторов законодательного разрешения вольного приноса, губернатор Магаданской области Владимир Печеный. ‒ Надеюсь, что в установленные сроки документ пройдет все обязательные процедуры и уже на осенней сессии его рассмотрит Государственная дума. Принятия закона о вольном приносе ждут многие колымчане. 

1Победитель турнира старателей на Колыме за 15 минут получил миллион

‒ Двумя руками за этот закон, ‒ говорит Ольга Медведева из поселка Бурхала. ‒ Работы практически нет. Пенсионеры, которые прежде трудились на прииске и знакомы со старательским делом, намыли бы себе прибавку к пенсии. Считаю, что три грамма в день вполне реально добыть.

При рыночной цене металла 2400 рублей за грамм сельчане готовы сдавать его официальным структурам по 1500-1800 рублей.

‒ В законопроекте мы предусмотрели возможность предоставлять старателям права пользования недрами в упрощенном режиме. Фактически необходима только заявка индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию. Конкурс или аукцион не проводятся, ‒ объясняет министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

Есть и важные ограничения. Так, запасы золота предоставленного в пользование месторождения не могут превышать десяти килограммов, общая площадь участка ‒ не более 15 гектаров. Взрывные работы проводить нельзя, как нельзя и углубляться более чем на пять метров. Запрещается применять оборудование и машины, а также привлекать на договорной основе иных лиц.

Возможность вести старательство на законных основаниях станет сдерживающим фактором нелегального оборота золота и позволит колымчанам заниматься прибыльным делом

‒ Проект закона о вольном приносе содержит абсолютно непрофессиональную, на мой взгляд, идею о том, что добычу можно вести только лотком, без применения малой механизации, ‒ уверен Юрий Прусс, кандидат геолого-минералогических наук, руководитель Магаданского инновационно-технологического центра Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н. А. Шило ДВО РАН. ‒ Сейчас мыть лотком ‒ пустое занятие: ну, получишь пару граммов в день. Нужно, наоборот, использовать технику, тем более что выпускаются малые экскаваторы, наносящие минимальный ущерб природе.

Не секрет, что драгоценный металл индивидуалы все равно добывают. По оценкам, ежегодный объем незаконного промысла золота в России ‒ примерно десять процентов легальной добычи.

‒ Массовая организация индивидуальных предприятий по добыче золота может привести к криминализации этой сферы, - полагает председатель Союза старателей России Виктор Таракановский.

- На наш взгляд, возможность вести старательство на законных основаниях станет сдерживающим фактором нелегального оборота золота и позволит колымчанам заниматься прибыльным делом, - придерживается прямо противоположного мнения Владимир Печеный.

Не согласны с легализацией вольного приноса и некоторые крупные недропользователи. Николай Дереженец, специалист-горняк с почти 50-летним стажем, долгие годы возглавлявший артель "Полевая", уверен, что многие подадутся в старатели, и тогда на добывающих предприятиях не будет хватать квалифицированных работников.

‒ А из тысячи ушедших на этот промысел реально что-нибудь существенное намоет человек 30. Что будут остальные делать? Воровать!‒ рассуждает он.

По мнению сенатора от Магаданской области Анатолия Широкова, инициатива для региона очень значима.

‒ Она важна не столько с точки зрения увеличения запасов золота (по расчетам, в год вольный принос может дать до 300 килограммов), сколько с точки зрения создания рабочих мест, ‒ указывает он. ‒ Это позволит обрести постоянный заработок и социальную стабильность многим колымским семьям.

Неизвестно только, сколько времени придется ждать принятия закона, разрешающего частную добычу золота.

‒ Безусловно, следует отметить, что принятие закона о вольном приносе ‒ процедура достаточно болезненная для федеральной власти, так как придется "по цепочке" менять целый ряд законодательных актов и сопутствующих им нормативно-правовых документов, ‒ отмечает Юрий Прусс. ‒ Особенно неприятно это для правоохранительных органов, где окажутся излишними целые службы и направления. В то же время для развития практической деятельности в сфере россыпной золотодобычи и улучшения экономики минерально-сырьевых территорий (в первую очередь северо-востока России) это решение будет толчком к резкому изменению ситуации в лучшую сторону: позволит уже в ближайшие годы увеличить добычу золота из россыпей, создать десятки тысяч рабочих мест для местного населения, снять социальную напряженность в районах, где старательская добыча  единственная возможность продуктивной производственной деятельности. 

Между тем

Вольный принос актуален не только для Магаданской области, но и для других золотодобывающих регионов ‒ Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской областей, Бурятии, Тувы, Якутии, Чукотского автономного округа.

Татьяна Дмитракова . Российская газета

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН